Как авраамические религии вытеснили "священное" из нашего мира: от анимизма к исламу. Часть 1.
Многие люди знают, что развенчивание тайн бытия наукой постепенно отодвигает религию на периферию нашей жизни. Также многие люди связывают это с процессом так называемой секуляризации, полагая, что этот процесс запустился в Новое время, в веке 16-17. Для тех, кто не знает, поясню, секуляризация это процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
Однако секуляризация есть следствие более глобального процесса, который связан с переосмыслением роли божественного в нашем мире, а конкретнее с десакрализацией. Десакрализация мира вещей и природных явлений была предваряющим этапом, который бурно развивался уже в недрах самой религии.
Чтобы понять, как это происходило, нужно вспомнить картину мира архаичных вероисповеданий. Самая ранняя форма религиозности - это анимизм, вера в одухотворенность всех вещей. При этом духи ведут независимое существование от материальных форм.
В анимизме нет разделения на мир сей и иной. Духовные и физические сущности существуют в одном физическом пространстве.
Духовные сущности пребывают везде, даже в придорожном камне. В это верил древний человек. Духовные составляющие человека также не покидают сей мир после разрушения физической оболочки, но могут жить близ захороненных тел или переселятся в другое тело (метемпсихоз). Божественное, а точнее священное не имело сверхприродного разряда.
С развитием религиозного сознания мир обретает более сложную структуру и иерархию, появляются: мир срединный, мир небесный и мир подземный. Каждый мир специализируется, обретает существ со своими особенными полномочиями. За каждой природной стихией, стоит божество. Так появляется пантеон богов и других значимых и неочень сущностей. Также появляются места поклонений, в которых обитают божества или духи.