Дружба нравственнее любви
В отличие от других форм любви
дружба выбирает свой предмет, пользуясь нравственными критериями, и строит своё отношение к нему, исходя из этих критериев.
Разве может стать моим другом человек, который, следуя Дейлу Карнеги, не говорит мне правды, всегда улыбается, во всём со мной согласен, всеми способами стремится ублажить моё тщеславие? Ни в коем случае.
Мы очень требовательны к моральному облику друзей, к которым мы относимся гораздо строже, чем к другим людям.
«Друг никогда не должен был так поступить со мной», — говорим мы, потому что, если друг плохо ко мне относится, мучает меня, то я отождествляю его поведение с его волей.
В любви же мы прощаем так же быстро, как впадаем в ненависть; более того, забывая о нашем гневе, тут же отдаёмся во власть любовного экстаза, потому что чувство это никогда не бывает справедливым. Можно быть влюблённым в человека, даже не зная, любит ли он нас в ответ или обманывает, благородный он или низкий.
Для дружбы же ненависть — не случайный эпизод, а злое, отвратительное чувство, которое нельзя ни оправдать, ни простить.
Кроме того, дружба в первую очередь предполагает свободу другого, и как только предпринимается даже самая слабая попытка ограничить эту свободу, она тут же перестает быть настоящей дружбой.
Ни одна же из форм любви не уважает до такой степени свободу другого. Например, мать, из боязни потерять сына, стремится руководить его поступками, а влюблённый старается подчинить себе объект любви, ибо ему нужна уверенность во взаимности.
В своё время Кант говорил о единственной норме, с которой должны согласовываться все остальные максимы поведения:
«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Разве можем мы желать возвести во всеобщую нравственную норму страстную влюблённость? Рекомендовать для всех возвышенную и пылкую любовь, не дающую покоя? Трудно сделать всеобщей нормой и материнскую любовь, ибо мать любит дитя больше, чем самое себя.
Дружба же является таким социальным пространством, где люди относятся друг к другу нравственнее и сердечнее, чем к тем, кто находится за его пределами. Здесь нравственные норма соблюдаются самым строгим образом, так, как они в идеале должны были бы соблюдаться всеми. В качестве друзей мы выбираем тех, кто по крайней мере по отношению к нам ведёт себя нравственно. В свою очередь нас могут выбрать в друзья только в том случае, если и мы будем вести себя безупречно.
Как писал Вольтер
: «Дружба — молчаливый договор между двумя тонко чувствующими и добродетельными личностями. Я говорю “тонко чувствующими” потому, что монах или отшельник могут быть вполне добродетельными и прожить жизнь, так и не узнав, что такое дружба. Я говорю “добродетельными” потому, что злодеи нуждаются лишь в сообщниках, прожигатели жизни — в собутыльниках, скупые — в компаньонах, и только у добродетельных людей бывают друзья».С дружбой происходит то же, что и с категорией чистоты. Достаточно самого ничтожного загрязнения, и вещество уже не может считаться чистым. У влюблённых же все их решения легко отменяются, тогда как в дружбе принятое однажды решение никогда потом не пересматривается.
Потому что любовь, как известно, не подвластна разуму. Её можно только подавлять, но уничтожить нельзя, так как страсть неотвратима.
В дружбе последнее слово остаётся за разумом.(Франческо Альберони, “Дружба и любовь”)