«Украинцы ж "прикалывались" — могли надеть повязки, символику российских войск. Могли представиться и посмотреть на нашу реакцию. Когда 8 января в 9 утра зашли "вагнеровцы", мы подумали, что это могла быть провокация. Они сказали, что они русские», — сообщил Алексей.
«Вид ребят был, конечно, замученный. Все заросшие. Внешний вид сразу напугал. Когда они сказали, что они русские, мы не поверили. Перед этим тоже так приходили, говорили, что русские, а на самом деле это были ВСУ. Поэтому сомнения были. Мы сначала даже с агрессией к ним отнеслись, но они молодцы, никто не нахамил, не нагрубил», — рассказала женщина.
«По говору мы поняли, что это были русские», — добавил ее муж.
«Разговорная речь меня расположила, потому что до последнего на них смотрела и не могла поверить, что наконец-то пришли русские ребята», — с радостью вспомнила Валерия.
Хоронили в ящике из-под патронов
Во время активных боевых действия доступа к кладбищам нет. На улицах лежит множество трупов, которые необходимо захоронить. Поэтому местные жители вынуждены хоронить своих соседей во дворах и даже рядом с детскими садами.
«Они (ЧВК «Вагнер». — Прим. ред.) зашли, объяснили, что уже идут городские бои, зачищаются высотки, проверяются все подвалы, каждая квартира.
То, что идут уличные бои, мы прекрасно слышали, потому что выйти уже было невозможно вообще. Снаряды рвались различные: артиллерия, минометные и ближнего боя. С нами в подвале были трое детей и двое пенсионеров по 92 года — все жители одного подъезда. Мы боялись выйти, мой муж выбегал за дровами и по другим нуждам, а мы последние дни, с 1 января и до конца, не могли выйти, так как "работали" снайперы», — поделилась спасенная из ада городских боев женщина.
«"Работали" по всему, что движется», — добавил супруг.
«Случаев убийств людей снайперами я не назову, а людей, которые умирали от систематических обстрелов среди дня, в вечернее время... Мы их хоронили в огородах, возле домов, рядом с детскими садами, потому что возможности добраться до кладбища не было. Мы хоронили одного мужчину в ящике из-под патронов, а в соседнем дворе люди хоронили соседей в больших целлофановых пакетах. Вырывали могилы как могли, потому что могилу за раз вырыть было невозможно. Это делалось периодически», — с ужасом констатировала Валерия.
Процесс эвакуации
«Из-за угрозы снайперского обстрела нас выводили через окна на первом этаже. Мы так выходили – и пенсионеры, и дети. Все было настолько организовано, все четко выполнялось, нас доставили без единой царапины. Мы среди ночи в полнейшей темноте перебежками к их (ЧВК «Вагнер». — Прим. ред.) штабу перебирались.
Когда я вылезла с первого этажа, когда нас эвакуировали, я оглянулась на дом, там... Мы надеялись и думали, что пусть он будет побитый, прострелянный, без окон, но лишь бы он устоял. За последние два дня, когда зашли в город русские, было уничтожено все. Вместе с ребятами (из ЧВК «Вагнер». — Прим. ред.) ВСУ их уничтожали.
В тот день для нас 11-ти человек закончились взрывы, жуткий страх того, что кого-то может ранить, кто-то может не выжить, кого-то могут забрать в армию служить без желания и стремления. Объяснить я вам не смогу, возможно, вы меня не поймете, какой внутри был выдох», — поделилась эмоциями она.
Планы на будущее
Несмотря на то, что власти ДНР признали, что город Соледар уничтожен полностью, местные жители строят планы на будущее и связывают их со своим родным городом.
«Обязательно вернемся. Будем жить во "времянках", будем восстанавливать рудники.
Что такое соль? Слышали выражение "соль земли"? Так вот, она будет нужна всем. У нас отличная соль по всем своим показателям, лучшая в Европе, как считалось. Поэтому рудники будут восстанавливаться, а мы будем жить во "времянках", но мы туда вернемся», — поделилась своими планами Валерия.
Оригинал:
https://asd.news/articles/dnr/spasennye-iz-soledara/