«Тайная история», Донна Тартт
«Тайная история» – дебютный роман американской писательницы Донны Тартт, вышедший в далеком 1992 году. Действие разворачивается в замкнутом пространстве готически мрачного частного колледжа. Каждая деталь здесь выверена, нет лишних мест, что вкупе с закрученной детективной интригой держит читателя до конца, несмотря на внушительный объем книги, которую я проглотила за рекордные для меня 6 дней.
Убийство, о котором говорится в аннотации, происходит на первых страницах романа, и мы сразу узнаем, кто жертва, а кто убийца. Тем не менее, детективная линия здесь очень важна, так как скрепляет воедино огромное, насыщенное подробностями полотно повествования. Перед нами тот тип детектива, когда нам интересно не вычислить убийцу, а понять, как и почему произошло преступление, наблюдая за происходящим глазами одного из преступников. Мы погружаемся в достоевщину, муки совести и страдания главных героев, интеллектуалов-язычников, движимых идеей опыта за гранью сознания, опыта в полном смысле этого слова не-человеческого. И если у Раскольникова бог умер, а его идея сверхчеловека облекается в формулу «право имею», то для героев Тартт бог в христианском его понимании как будто и не родился вовсе, поэтому квинтэссенцией запредельного опыта для них становится древнегреческая вакханалия. Вполне логично, что подобное попрание морально-этических норм не может не закончится настоящим преступлением, кровавым, мрачным и, главное, совершенно бессмысленным, а за первым убийством, как и у Достоевского, потянется цепочка последующих кровопролитий.
В романе большое внимание уделяется темам взросления (о чем нам сразу намекает эпиграф из Платона), одиночества и социального неравенства. Красной нитью через весь роман проходит тема рока и предопределенности. Мы все время ожидаем, как в древнегреческой трагедии, что вот-вот разразится катастрофа, и произойдет то, что должно произойти. Финальный выстрел Генри с этой точки зрения показался мне неожиданным, но, пожалуй, единственно возможным исходом. Руку судьбы можно усмотреть и в том, что, пытаясь спастись и избежать наказания, герои в итоге разрушают свои жизни и закономерно приходят к краху. Единственный, кому удается пережить эти события и остаться собой, – Ричард, который не принимал участия в вакханалии и оказался на месте убийства Банни почти случайно, Ричард, который один из всей этой шайки ученых лбов по-настоящему испытывает муки совести и потому, собственно, и берется рассказать эту историю-исповедь.
Из моего отзыва можно сделать вывод, что «Тайная история» мне понравилась, и это действительно так, однако рекомендовать роман я буду с большой осторожностью. Какие-то спорные темы, например, инцест, насилие и зависимости от алкоголя и всяких интересных веществ, которые употребляют герои, могут оттолкнуть некоторых читателей. Если же вас таким не смутить и вам уже больше 18 лет, то можете смело браться за роман – вы не пожалеете потраченного времени и, возможно, захотите перечитать книгу еще не один раз. Прелесть «Тайной истории», на мой взгляд, как раз в том, что она допускает многослойные интерпретации, и при каждом новом прочтении открываются новые детали, символы и отсылки.
В конце добавлю, что «Тайная история» до сих пор не экранизирована, и это огромное упущение, потому что книга при всем своем объеме очень кинематографична. Надеюсь, когда-нибудь мы доживем до фильма, а еще лучше – до сериала. Я же продолжу знакомиться с другими книгами Тартт, которая определенно войдет в пантеон моих любимых авторов.
#отзыв
#книжныйклуб
#силастихий_октябрь24