Алхимия, согласно Авиценне и вслед за ним, согласно Святому Альберту и Святому Фоме, принадлежит к разновидности магии. Она создается воображением artifex, которое производит — с помощью астрологических влияний — магическое преобразование материи. Таким образом, алхимия зависела от психологического состояния художника-творца (artifex).
Лучшее описание находится в трактате De Mirabilibus Mundi, который приписывается Альберту Великому и который я считаю подлинным. Альберт говорит:
«я обнаружил поучительный рассказ [о магии] в книге Авиценны Liber Sextus Naturalium, где говорится, что определенная сила изменять вещи живет в человеческой душе и подчиняет ей другие вещи, особенно когда она охвачена большим избытком любви или ненависти, или тому подобного. Поэтому, когда душа человека впадает в большой избыток страсти, то можно экспериментально доказать, что он [избыток] связывает вещи [магически] и изменяет их так, как она хочет. И долгое время я этому не верил, но после того, как я прочитал никромантические книги и другие книги такого рода о знаках и магии, я обнаружил, что эмоциональность человеческой души является главной причиной всех этих вещей, потому ли, что из-за своей эмоции она изменяет свою телесную субстанцию и другие вещи, к которым она стремится, или потому, что из-за ее достоинства другие, более низкие вещи подчинены ей, или потому, что соответствующий час или астрологическая ситуация или другая сила совпадают с такой чрезмерной эмоцией, и мы [вследствие этого] верим, что то, что делает эта сила, затем делается душой.
Тот, кто хочет узнать тайну делания и уничтожения этих вещей, должен знать, что каждый может влиять на все магически, если он впадает в большой избыток страсти [...] и он должен делать это в тот час, когда избыток постигает его, и действовать с вещами, которые предписывает душа. Ибо душа тогда так жаждет материи, которую она хотела бы осуществить, что по собственному желанию она ухватывается за более влиятельный и лучший астрологический час, который также управляет вещами, подходящими для этой материи [...] таким образом, именно душа, охваченная страстью, делает вещи более эффективными и более похожими на то, что выходит [...] таков способ создания всего, что душа интенсивно желает. Все, что она делает с этой целью, обладает движущей силой и действенностью для того, чего желает душа».
Любовь в своей первоначальной форме желания была главным фактором в этом процессе трансформации и связывала алхимию со всем любовным мистицизмом в арабской религии и философии. Она охватывала не только высшую форму любви, но и начиналась в истинно платонической традиции с вожделения. Даже материальные вещи содержат в себе это стремление к совершенству или «форме» (в аристотелевском смысле этого слова), так что все сущее стремится в конечном счете к единению с Аллахом (ittihdd).
Так, например, каждый металл в своей основе хочет «стать золотом», и поэтому душа алхимика, которая была очищена своим стремлением к контакту с Богом, может произвести трансформацию металлов. Эта основная идея связывает алхимию с любовным мистицизмом того времени.
Арабская алхимия. Мария-Луиза Фон Франц