Апрельская революция 78-го года, когда большие друзья Советского Союза из Народно-демократической партии Афганистана снесли режим не меньшего советского друга товарища Дауда оказалась для советского посольства и спецслужб неожиданностью, отрывочная информация появилась только за несколько часов до переворота - одно это уже демонстрирует "качественную" работу наших инстанций. Проворонить действия вроде бы подконтрольной партии, которые моментально перекроили обстановку в абсолютно лояльном и дружественном государстве - такое надо уметь.
Так же сюрпризом оказалось то, что "большие друзья Советского Союза" из фракции НДПА "Хальк" сразу же после переворота начали кушать больших друзей Советского Союза из фракции "Парчам".
Сюрпризом же оказалась последующая рознь внутри самой фракции Хальк, закончившаяся убийством Тараки.
В принципе и все следующие, к сожалению уже предопределенные совершенными ошибками действия так же оказывались отчаянной и слабо проработанной импровизацией, обреченной на поражение.
Приходится констатировать, что профессионализм дипломатии, аналитики и экспертизы оказался ниже всех требуемых критериев, так же, как и управленческие качества старцев из политбюро.
Можно вспомнить еще немало подобных историй, скажем, когда так же неожиданно сцепились "большие советские друзья" Сомали и Эфиопия, проблемы с "братскими" Китаем, Румынией и Албанией, да и сам итог всей коммунистической эпопеи с развалом Варшавского блока и лучами отчаянной "любви" от бывших "братьев".
Стоит задуматься, отчего родилось столько внешнеполитических провалов и отчего совершались столь досадные ошибки, демонстрирующие непонимание и незнание советскими дипломатами стран, в которых они работали?
Возможно причина в постепенно нарастающем отрицательном отборе, когда на посольские должности отправлялись зачастую проштрафившиеся или наоборот направляемые на почетную пенсию партийно-хозяйственные функционеры, а сам штат посольств комплектовался во многом по блату детьми элиты? И стимул закупить и перевезти на родину поболее дефицитных шмоток преобладал над непосредственными профессиональными обязанностями?
Впрочем печальные традиции, к сожалению, продолжаются и деловые качества советских дипработников смотрятся уже недосягаемым сверхпрофессионализмом.
По уровню риторики и способности плодить недругов и противников, как и по "эффективности" современная отечественная дипломатия не знает себе равных.
И сейчас в "блистательной изоляции" МИД регулярно демонстрирует, что нет таких глубин, куда мы не смогли бы с восторженным уханьем рухнуть и таких грабель, на которые мы бы не сподобились наступить.
И все это выжженное поле и разрушенные отношения придется когда-то восстанавливать. Хочется верить, что с помощью настоящих, профессиональных экспертов и дипломатов, а не нынешних "патентованных специалистов". Вот только где взять тех новых, адекватных, хороших и красивых, которые будут расчищать Авгиевы конюшни в будущем?